14-16 сентября 2018 г. в м.Устуу-Хурээ, Дзун-Хемчикского кожууна состоятся соревнования по спортивному ориентированию "Кубок Федерации спортивного ориентирования Республики Тыва-2018", посвященных юбилею Ойдупа А.С. Начало соревнований в 12.00 часов. Проезд до 7 км автодороги Чадан – Бажын-Алаак, далее к храмовому комплексу Устуу-Хурээ.
Программа соревнований
14 сентября
9.00-13.00 Регистрация участников.
13.00 «Спортивный лабиринт», тренировка
17.00 Инструктаж по виду соревнований в ночных условиях
19.30 Соревнования по ориентированию в ночных условиях для групп МЖ-18;21; Ветераны – личные, для групп МЖ-14; 16 – командные (4 чел, не менее 1 дев). (участникам необходимо иметь фонари)
15 сентября
9.00 Кросс - спринт (15-20 мин)
14.00 Кросс – классика (35-40 мин)
17.00 Награждение победителей личных соревнований
18.00 Конкурсная программа
16 сентября
9.00 Кросс – выбор (60 мин)
13.00 Награждение победителей, отъезд
Положение Схема проезда On-line регистрация Карты Протоколы
Ошибки
- Большинство ориентировщиков (особенно молодых) очень часто повторяют свои ошибки. Не могут чётко определить причины их. И не знают, как с ними бороться.
- Бороться с ошибками нельзя!
- Почему?
- Никаких ошибок просто не существует. - Как так?
- Немного неправильно выразился. А вернее будет так. То, что большинство ориентировщиков называет ошибками, на самом деле ими не являются.
- А чем же они являются?
- Сложно выразить кратко и ясно. Но можно сказать, это - неправильные действия с временными (здесь и далее в тексте в этом слове ударение на ы) потерями.
- Как-то сложновато. Не очень понимаю. Ну, да и ладно. Пусть ты это называешь так, а большинство по-другому. Какая разница?
- Да, нет. Дело не просто в названии. Там буквально надо менять мировоззрение.
- Ну, и про это напиши.
- Очень сложно. В голове-то у меня всё «лежит». И своим спортсменам я легко всё это объясняю. А в статье надо чуть ли не всю «философию ориентирования» поднимать заново. Чтобы всё было чётко и понятно всем, желающим разобраться.
- Подумай, я тебя не тороплю.
- К тому же, действие под названием «ошибка» в ориентировании существует.
- Ну, и чем же оно отличается от общей трактовки?
- Нельзя плохо выполненные действия называть «ошибкой». А большинство именно так и делает. Ошибкой можно называть лишь только неправильное решение.
- Не зна-а-аю. Как-то сомневаюсь.
- Вот я и говорю - тема очень трудная. На том и закончили. Я ничего конкретного не обещал. Я знал, что тема сложная и потребует длительной и трудоёмкой кропот
ливой работы. А сил и времени давно уже на всё не хватает. Но тема интересная. И очень полезная! Я поставил маленькую галочку в своём сознании: «может быть ... когда-нибудь ...»
Несколько раз даже собирался взяться. Но, уж больно много разных галочек «стоит в очереди».
И вот. Нельзя сказать, что очередь подошла, скорее - «кто-то или что-то» поставило тему на первую строчку.
Итак. Начнём разбираться. Кто что за что принимает? Что правильно и что неправильно? И как что называется? Попробую изложить свою точку зрения на эти вопросы.
Довольно часто ориентировщик после финиша говорит следующее: «Я ошибся на 2 (1; 1,5; 3...) минуты!». Фраза не так безобидна, как выглядит на первый взгляд. Попробуем разобраться. Для этого надо подходить, как минимум, с трёх сторон.
1) Ошибочным может быть неправильное решение. Но в тот момент, когда оно принимается, никто ещё не знает - ухудшит ли оно итоговый результат (скорее всего, да); а может быть, даже и улучшит (и такое возможно). То есть, принятое решение (как правильное, так и ошибочное) само по себе не имеет конкретной временной цены.
(Хотелось бы пояснить, как неправильное решение может улучшить результат. Ориентировщик мобилизовался и отлично выполнил не лучшее решение. Или же ему помогла непредсказуемая случайность.)
2) Временную цену имеют действия ориентировщика. То есть, можно проследить и понять логическую цепочку: качество выполнения (каких-либо) действий и их временная цена (наверное, правильнее - стоимость). Временные потери от некачественных действий можно оценить весьма определённо и достоверно. Как пошагово, так и в целом.
3) 2 (1; 1,5; 3...) минуты, это - временные потери. А вернее - гипотетическая разница во времени выполнения тех самых действий обычным образом (как умеет этот ориентировщик) и реальным (как произошло в этот раз).
(Здесь тоже хотелось бы пояснить. Хотя может оказаться, что временно запутаю. Абсолютно одинаковые некачественные действия могут иметь очень разные временные потери. Часто - нулевые!)
Однако здесь можно разбирать ещё несколько подпунктов. Весьма разным будет толкование «выполнения обычным образом». У каждого есть опыт выполнения всех, известных ему, действий. Причём, чем ниже класс ориентировщика, тем шире диапазон временных затрат при выполнении одного и
того же действия. И здесь можно выделить несколько конкретных позиций:
- среднестатистическое выполнение;
- наилучшее выполнение;
- наибыстрейшее выполнение;
- достоверное надёжное выполнение.
А некоторые ещё поставят сюда время выполнения победителя соревнований или выигравшего данный отрезок (перегон).
Итак: «Ошибся на 2 мин». Ориентировщик имеет в виду, что в результате его некачественных действий в какой-то отрезок времени его итоговый результат ухудшился на 2 мин. Я утверждаю, что никаких «ошибок» здесь нет. Кроме ситуации, когда в результате неправильного решения (при выборе пути) ориентировщик побежал плохим вариантом и это стоило ему: +2 мин. Но эта ситуация отдельная и разбирать её надо отдельно, не смешивая.
Так ли важно, в результате чего были потеряны 2 мин? Из-за неправильного решения или из-за некачественной реализации? Очень важно!
Неправильное решение - разовое действие. Теоретически можно следующий раз в аналогичной ситуации принять и правильное решение. И тогда (несколько условно) можно сказать, что ликвидирована ошибка на 2 мин. Но это всё только при одинаково хорошем выполнении всех принятых реше-
Следует иметь в виду, что существует множество смешанных вариантов: когда принимается не совсем хорошее решение (а решение может быть: хорошим, ошибочным, авантюрным, ненадёжным, с повышенной надёжностью и т.д.), и оно не совсем качес- т-венно выполняется. В этом множестве можно утонуть. Мы не ставим задачи разобрать все возможные ситуации.
Итак, подводя некоторые итоги.
Ошибкой можно считать лишь неправильное (ошибочное) решение. А вот плохое исполнение будем называть некачественными действиями. В результате неправильных решений и некачественных действий случаются временные потери.
Следует заметить, что абсолютное большинство временных потерь происходит именно из-за некачественных действий. Более того, могу уверенно заявить, что каждый ориентировщик теряет время при любом выполнении любого действия. Почему? Да потому, что абсолютное мастерство недостижимо. (И что же тогда - любое выполнение есть ошибка?)
Опять, какая разница - что случится, если мы объединим неправильные решения и некачественные действия и назовём это «ошибкой»? Конечно, обозвать можно что
угодно и как угодно. Но в данном случае это неправильно. И вот почему.
В сознании и подсознании каждого человека заложена («на автомате») следующая формула Жизни: ошибку можно следующий раз не делать! И тогда - всё будет хорошо!
Так вот. Неправильные решения действительно можно следующий раз не принимать. И тогда действительно всё будет хорошо. То есть, эту проблему можно решить быстро и легко (как будто ...).
А вот некачественное выполнение необходимых действий к следующему случаю быстро не поправишь. Так как это есть Мастерство. Оно не поправляется «на раз». Оно формируется и нарабатывается годами.
Если же неправильные решения и некачественные действия объединить и назвать ошибкой, у ориентировщика будет создаваться иллюзия, что: «В следующий раз я не ошибусь, так как поработаю над исправлением ошибки. Хорошо бы, правда, чтобы кто-нибудь грамотно подсказал - как (?) не делать ошибок.»
Итак. Я надеюсь, сумел объяснить, что бороться с ошибками бесполезно (особенно с теми, которых просто не существует). А надо повышать мастерство - в его структуре «сидят» те самые, мнимые, ошибки.
Встаёт очередной вопрос. А надо ли бороться с действительными ошибками - неправильными решениями? Решения, обычно, принимаются на основе понимания текущей ситуации единомоментно. Понимание ситуации обеспечивается предыдущими действиями (либо правильными, либо неправильными). В принятии же разового решения очень сильно участвует подсознание. А подсознание формируется Жизнью: правильной (настоящее мастерство) или неправильной (халявное, порочное ориентирование). И здесь бороться можно только за правильную Жизнь - классное Ориентирование. Что означает - правильные действия. (Конечно, у каждого ориентировщика своя Система правильных действий. Однако, она есть и развивается.)
Здесь хотелось бы рассмотреть два момента. 1) В момент принятия любого решения никто не знает - к чему всё это приведёт. Можно возразить: последующий анализ, статистика. Последующий анализ принятых решений - это крепость задним умом. Иногда человек (и в Ориентировании, и в
Жизни) бывает очень рад, что выбрал не широкую, прямую дорогу, а витиеватую, заросшую тропу. А статистику учитывать, конечно, можно. Но не стоит забывать, что она - про то, что было. Она совсем не обещает. 2) Если разобрать по частям «принятие решения», то можно выяснить следующее. Решение принимается на основе сознательного понимания текущей ситуации. А это в чистом виде есть итог предыдущих (предшествующих) действий. Решение принимается моментально (или почти моментально) на подсознании. А подсознание формируется0 предыдущей Жизнью, то есть, предыдущими действиями (за всю прожитую Жизнь).
К чему это я - про эти два момента? Каждый дальше может поразмышлять сам. Есть ли: «принятие решения», а также - «ошибки» при этом - рычаги, которые единомоментно (как вроде бы кажется) можно дёрнуть и так, и сяк? Или это есть вполне закономерные, и практически однозначно предопределённые предыдущей Жизнью исходы? И каким тогда будет ответ на вопрос: «Как не повторять ошибок?»
Система соревновательных действий чрезвычайно сложна и обширна. И там очень много разных связей. Если правильно, системно повышать мастерство, то правильно будет формироваться и подсознание.
Я бы рекомендовал ориентировщику, желающему стать лидером, записать куда- нибудь следующее изречение: «Бороться с отдельными недостатками неконструктивно. Надо формировать и развивать правильную Систему Ориентирования». И недостатки сами будут исчезать.
Только вот сейчас дошла очередь до одного чрезвычайно важного момента. Вернёмся к начальному утверждению: «Я ошибся на 2 мин!» Как мы выяснили, это означает, что ориентировщик некачественно действовал и потерял из-за этого 2 минуты.
Когда ориентировщик некачественно ориентировался, ещё неизвестно было, сколько времени он из-за этого потеряет. (А могут быть ситуации, когда наоборот - выиг- рает(!), как это не парадоксально - из-за некачественного ориентирования.) Очень часто некачественные действия не приводят к ощутимым потерям. Например, побежал «на глазок», без азимута и почти точно (а иногда и вообще - точно!) попал! Самое печальное в этом порочном ориентировании, что в подсознании ориентировщика закрепляется:
«Так можно. И даже - нужно!» А когда не проходит «на глазок», и он потеряет из-за этого 2 минуты, то сразу с досадой прокон- статирует: «Вот здесь я ошибся на 2 минуты!» Хотя, действия были абсолютно такими же, как и раньше. А ориентировщик пытается исправить свою последнюю «ошибку на 2 минуты». Продолжая ориентироваться порочно и не обращая внимания на предыдущие аналогичные некачественные действия.
Проанализировав последний случай (на 2 мин) и сравнив с аналогичными действиями, не приведшими к потерям времени, ориентировщик не находит существенной разницы. И тогда, за неимением и неумением лучшего, часто произносится пустой и абсолютно неконструктивный лозунг: «Надо было быть повнимательнее!» Чем характерны лозунги? Они почти никогда не влияют на реальную жизнь. Вот и наш ориентировщик, после как будто бы глубокого анализа, продолжает бегать «на глазок».
В самом начале статьи есть постановка проблемы. Я её повторю, разделив на три. И дам ответ на каждую из них, подводя тем самым итоги.
1) «Ориентировщики часто повторяют свои ошибки.» Чуть выше я попытался объяснить природу таких упорных повторений.
2) «Не могут чётко определить причины их.» Про причины я рассуждаю на протяжении всей статьи - недостаточное мастерство, рождающее некачественные действия.
3) «Как бороться?» А вот про это я пишу на уровне лозунга: «Надо повышать мастерство». Как его повышать? Я полагаю, что моя статья дала какие-то направления к совершенствованию. Конечно, понятно, что повышение мастерства - отдельная тема. Огромного объёма и чрезвычайной важности.
Хотелось бы в заключение отметить ещё один момент. Я не рекомендую своим спортсменам в рассуждениях употреблять слово «ошибка». Прежде всего, как мы почти выяснили, никаких ошибок просто нет. Но самое важное - произнесение, либо помысливание этого слова рождает иллюзию, что ошибку можно быстро исправить, если следующий раз действовать как-то по-другому - правильнее.
Мировоззрение ориентировщика - сложнейший и глубочайший, но всегда недо- заполненный кладезь. Желаю всем
Содержание