Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

14-16 сентября 2018 г. в м.Устуу-Хурээ, Дзун-Хемчикского кожууна состоятся соревнования по спортивному ориентированию "Кубок Федерации спортивного ориентирования Республики Тыва-2018", посвященных юбилею Ойдупа А.С. Начало соревнований в 12.00 часов. Проезд до 7 км автодороги Чадан – Бажын-Алаак, далее к храмовому комплексу Устуу-Хурээ.

Программа соревнований

            14 сентября
9.00-13.00 Регистрация участников.
13.00 «Спортивный лабиринт», тренировка
17.00 Инструктаж по виду соревнований в ночных условиях
19.30 Соревнования по ориентированию в ночных условиях для групп МЖ-18;21; Ветераны – личные, для групп МЖ-14; 16 – командные (4 чел, не менее 1 дев). (участникам необходимо иметь фонари)
            15 сентября
9.00 Кросс - спринт (15-20 мин)
14.00 Кросс – классика (35-40 мин)
17.00 Награждение победителей личных соревнований
18.00 Конкурсная программа
            16 сентября
9.00 Кросс – выбор (60 мин)
13.00 Награждение победителей, отъезд

Положение Схема проезда   On-line регистрация   Карты    Протоколы 

Ориентирование на велосипедах (Mountain bike orienteering или МТВО)

Ориентирование на велосипедах MTBOОриентирование на велосипедах MTBOЭто циклический вид спорта, который привлекает к себе как ориентировщиков, так и энтузиастов горных велосипедов. Суть соревнований по МТВО заключается в том, что участник на велосипеде должен пройти по заданному маршруту в незнакомой местности, пользуясь только помощью карты и компаса. Где-то на маршруте или, как часто говорят в среде ориентировщиков, на дистанции, расположены контрольные пункты (сокращённо КП), которые являются точками, обязательными для посещения. Между ними спортсмен волен двигаться как угодно, но при этом нельзя сходить с дорог или тропинок. Победитель определяется по кратчайшему времени, затраченному на прохождение маршрута, при условии посещения всех заданных контрольных пунктов.

В этом виде спорта наиболее важны такие человеческие способности, как умение выбрать по карте путь движения и зрительная память. Отличная техника владения велосипедом и способность управлять им на крутых склонах во время движения, как в гору, так и из горы - абсолютное условие для достижения успеха в соревнованиях высшего ранга.

Ориентирование на велосипедах может проводиться на различных типах местности. Основное требование – наличие густой сети троп, дорожек и дорог, которое предлагает спортсменам нелегкие задачи по ориентированию на местности. Ориентирование между КП основывается на умении читать карту на высокой скорости и правильно интерпретировать лабиринт троп и дорог.

Даже поверхностный анализ результатов соревнований показывает, что “чистые” ориентировщики (спортсмены, пришедшие из ориентирования бегом) выигрывают и “чистых” велосипедистов, несмотря на худшие экипировку, велосипеды и физические кондиции. Проигрывая в “чистой” гонке по дороге 1-2 минуты на километр, ориентировщики легко компенсировали это отставание хорошо тренированными навыками по ориентированию на местности, определению своего местонахождения и правильного чтения карты. Байкеры же, выигрывая в скорости, часто теряли ориентировку и блуждали по лесу, теряя не минуты – десятки минут и даже часы. Естественно рассчитывать на успех они уже не могли.

 

 Правила проведения соревнований велоориентированию

Соревнования по ориентированию на велосипедах проводятся так же, как и в других видах ориентирования. Соревнования могут быть индивидуальные и эстафетные, однодневные и многодневные, в заданном направлении и по выбору. При раздельном старте стартовый интервал обычно составляет 2 минуты, но может колебаться от 1 и 3 минут. В обязанности участников входит: не наносить вреда культурным угодьям и живой природе; не повреждать ограждения и стены; обходить стороной запрещённые для передвижения районы. Покидать дороги или тропы, как правило, запрещено, если это особо не оговорено организаторами. Это одно из основных требований правил соревнований. Участник дисквалифицируется за его нарушение. 

Дистанция заданного направления в соревнованиях по вело-ориентированию наносится на карту так же, как и в других видах ориентирования. Треугольником обозначается старт, кружками - контрольные пункты (КП), двойным кружком – финиш. КП соединены линиями и пронумерованы в порядке прохождения.
 Участник должен выбрать путь движения со старта на 1-й КП, потом на 2-й и так далее. С последнего КП на финиш обычно ведёт маркировка. Ширина финишного коридора должна быть не менее 10 м. Легенды КП обычно не используются в ориентировании на велосипедах, за исключением описания постановки КП вне дорог. 

MTBO велоориентирование

Чтобы доказать прохождение дистанции, участники должны на каждом КП сделать отметку в контрольной карточке. Контрольные карточки должны быть надёжно закреплены на велосипеде эластичным шнуром или другим способом. Запрещено снимать контрольную карточку с велосипеда в течение всего соревнования.

Кодекс поведения участников соревнований по ориентированию на велосипедах 
1. Участникам следует снижать скорость при встрече с пешеходами или всадниками.
2. Следует избегать повреждения дорог агрессивными способами езды как, например, ездой юзом.
3. При встрече двух велосипедистов:
участники должны, обычно, расходиться левыми плечами; 
любой участник, едущий на подъём, имеет право преимущественного проезда; 
на перекрёстке участник, подъехавший по меньшей дороге должен уступить право проезда любому участнику, движущемуся на большей (главной) дороге. На равнозначных дорогах преимущество проезда имеет тот, у кого нет помехи справа.

Тактические приёмы прохождения дистанции
Здесь описываются некоторые тактические приёмы и уловки, помогающие участникам успешно преодолеть дистанцию на соревнованиях по вело-ориентированию.

Со старта не следует сразу развивать максимальную скорость. В начале дистанции нужно осмотреться, оценить точность карты и сложность местности, манеру постановки первого контрольного пункта. Обратите внимание на соответствие проходимости дорог их изображению на карте. В дальнейшем это может вам помочь, например, при выборе обходных вариантов на длинных этапах.

Не беги быстрее, чем думает голова” - этот девиз соревнований по ориентированию бегом полностью применим и к вело-ориентированию. Лучше сначала (на старте, после каждого взятого КП) потратить несколько лишних секунд на планирование пути движения, привязку (определение своего местонахождения), чем впопыхах принять неверное решение и потерять 10-15 минут на неверном варианте или вообще заблудиться и часами ездить по лесу неизвестно где.

MTBO велоориентирование

Выбирайте путь движения силам и способностям. Ваш вариант должен выбираться в первую очередь исходя из Вашего умения ориентироваться на местности. Если ещё Вы недостаточно тренированы в навыках определения своего местонахождения или не уверены в них, выбирайте путь попроще. Вообще выбор варианта движения зависит от разных факторов и может быть порой самым неожиданным:

Прямой путь не всегда самый быстрый. Необходимо учитывать класс дорог, перепад высоты и т. п. Ниже приведён фрагмент пути движения призёров чемпионата города на длинной дистанции. Не смотря на то, что они победили, на этом этапе оба выбрали не самый лучший путь. Выигрышный вариант здесь состоял в уходе от прямой линии, соединяющей КП далеко право с целью использовать “быструю” асфальтовую дорогу на половине длины дистанции между контрольными пунктами.

Используйте “встречный бег”. Это известный приём в ориентировании бегом. Если есть вариант захода и ухода с КП по одной и той же дороге, используйте его. Во-первых, Вы можете встретить кого-то из участников, уже нашедших контрольный пункт и едущих на следующий вам навстречу. Тогда Вы увереннее сможете взять этот КП. Во-вторых, ехать какое-то время на следующий КП по уже знакомой дороге Вы также будете увереннее, а значит и быстрее.

Используйте уже знакомый путь. Иногда дистанция на карте делает петли или проходит в несколько кругов так, что существует возможность выбора варианта повторного проезда по одной и той же дороге. Таким случаем следует непременно воспользоваться, чтобы чувствовать себя увереннее на уже известных Вам развилках и перекрёстках. Это уменьшает риск ошибки на дистанции.

Метод предвидения. Старайтесь запомнить участок пути вдоль выбранного варианта движения вперёд на два-три перекрёстка. Тогда подъезжая к перекрёстку (развилке) Вы заранее будете знать, куда сворачивать. Такой приём позволяет не терять скорость на поворотах и уменьшает возможность ошибки (например, проскочить нужный поворот на спуске). На спокойном отрезке дистанции (длинная прямая дорога) немного сбавьте скорость, прочитайте карту и оцените следующий фрагмент ситуации, которая ожидает Вас впереди.

Аварийный азимут. При потере ориентировки во время соревнований нужно как-то привязаться (найти себя на карте) с наименьшей потерей времени. Для этого используется приём “аварийный азимут”. Если Вы не знаете, где находитесь, выберите направление к ближайшему краю карты, ограниченному очень чётким ориентиром: шоссе, озеро, железная дорога и т. п. Затем двигайтесь в этом направлении отслеживая его по компасу, пока не упрётесь в ориентир, который легко опознаете на карте. Найдите своё точное местоположение, сравнивая окружающую обстановку с ситуацией на карте. И, наконец, продолжите движение к нужному контрольному пункту. Затраты времени при этом будут значительными. Но всё равно это лучше, чем бесцельно блуждать по лесу в расчёте на авось.

 

Экипировка для велоориентирования

MTBO велоориентированиеMTBO велоориентирование

На фото видно, как выглядит спортсмен, подготовленный к участию в соревнованиях по ориентированию на велосипедах. Минимум экипировки, необходимый для допуска к участию и успешного прохождения дистанции: велосипед, компас, планшет для карты, шлем.

ВЕЛОСИПЕД: участники обычно используют надежные горные велосипеды, которые должны находиться в надлежащем техническом состоянии (исправные тормоза, отсутствие люфта руля и т.п.). Велосипед проверяется организаторами перед стартом.

ПЛАНШЕТ ДЛЯ КАРТЫ: это специальный планшет для карты, который состоит из крепления на руле велосипеда и поворотного столика. Можно закрепить планшет на груди, как в ориентировании на лыжах. Главное назначение планшета: освободить руки и получить возможность читать карту на соревновательной скорости. Важное требование к конструкции планшета: столик должен вращаться на 3600 вокруг оси крепления! Иначе Вам сложно будет определять своё местонахождение по карте на незнакомой местности. Необходимо также предусмотреть защиту карты от намокания при дожде. Проще всего для этого использовать прозрачный файл, который скотчем можно прикрепить к столику.

КОМПАС: от компаса, как правило, используется только колба, которую участники закрепляют на руке (как наручные часы), или на планшете для карты. Желательно использовать жидкостные модели компасов, т. к. магнитная стрелка у них быстрее стабилизируется, чем экономит время на дистанции.

ШЛЕМ: обязательное требование безопасности для участников соревнований на велосипедах. Без шлема участники на дистанцию не допускаются.

 

Карта для велоориентирования

Для соревнований по ориентированию на велосипедах используется специальная карта. Ориентировщики называют её спортивной картой. Основные понятия, которыми оперируют при обращении с картой: масштаб, сечение рельефа, условные знаки, ориентирование по сторонам горизонта.


МАСШТАБ: масштаб карты – это степень уменьшения изображения окружающей местности на карте. Масштаб карт для вело-ориентирования может колебаться в пределах от 1:10000 до 1:30000. Значение масштаба, например, 1:15000 означает, что отрезок дороги в150 метров на местности показывается на карте длиной в 1 см. 

Упражнение 1. Масштаб карты 1:20000. Определите приблизительно длину отрезков в метрах:

MTBO велоориентирование


СЕЧЕНИЕ РЕЛЬЕФА: высота сечение рельефа – это вертикальное расстояние между горизонтальными плоскостями, которые условно пересекают поверхность земли. Мысленные линии пересечения, образующиеся при этом, называют горизонталями. С их помощью на картах изображают различные формы рельефа (см. ниже раздел условные знаки). Сечение рельефа на картах для МТВО может составлять от 2,5 до 10 метров. Эта информация важна при выборе пути движения на маршруте с учётом набора высоты. 

Упражнение 2. Найдите в каком-нибудь парке участок дороги с постоянным подъёмом в гору. Встаньте в нижней части дороги и попробуйте мысленно провести горизонтальную линию от уровня Ваших глаз до места, где она упирается в землю. Запомните эту точку и перейдите к ней. Воткните в этом месте флажок или палку с лентой, куском бумаги. Повторите процедуру несколько раз, пока не выйдете на вершину или в конец подъёма. Места, где установлены флажки будут представлять точки пересечения горизонталей с дорогой при выбранной Вами высоте сечения рельефа, равной расстоянию от стоп до глаз (примерно 1,7 м):

MTBO велоориентирование


УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ: условные знаки, это специальные обозначения на карте каких-либо предметов (объектов). Любая карта рисуется в условных знаках. Спортивная карта представляет местность в условных знаках, которые утверждены международной федерацией ориентирования IOF (International orienteering Federation). Ниже излагаются основные принципы изображения на карте для ориентирования на велосипедах окружающей среды:

Лес показывается белым цветом. Соревнования по спортивному ориентированию вообще и вело-ориентированию в частности проводятся как правило в лесу, изображение которого занимает значительную часть карты. Чтобы не загружать карту лишней краской чистый лес на карте показывают белым.

Открытое пространство (поле, луг, поляна, вырубка и т.п.) показывается жёлтым цветом. Если на поле встречаются отдельные разбросанные деревья (так называемое полуоткрытое пространство), такие места показываются желто-белой точечной сеткой. 

Если лес имеет очень густой подлесок, его показывают зелёным цветом. Такая информация на карте бывает важна для ориентирования на местности. Например, в случае, когда лес с одной стороны тропинки густой, а с другой чистый – это информация для ориентирования и определения местонахождения.

Для изображения гидрографии (озёра, реки, ручьи, болота и др.) используют голубой цвет. Чёрная абрисная линия вокруг площади голубого означает, что объект непреодолим (глубокая река, опасное болото и т.д.)

Объекты рельефа показываются на карте горизонталями коричневого цвета:

MTBO велоориентированиеГоризонталь
Горизонталь это линия, соединяющая точки одинаковой высоты. Проводится через целое сечение, принятое для данной карты. 

MTBO велоориентированиеУтолщенная горизонталь
Каждая пятая горизонталь должна быть изображена утолщенной линией. Это делается с целью быстрой оценки разности высот и общей формы поверхности. 

MTBO велоориентированиеЛиния ската, бергштрих
Бергштрих может быть нарисован на нижней стороне горизонтали, вдоль линии лощины или во впадине. Они используются только когда необходимо уточнить направление спуска. Для разгрузки местности разрешается опускать бергштрихи на замкнутых положительных формах (холмах).

MTBO велоориентированиеБугор
Бугры, холмы показывают горизонталями. Бергштрихи при этом не ставят.

MTBO велоориентированиеЯма
Ямы показывают горизонталями с бергштрихами. 

MTBO велоориентированиеПодпись высоты горизонтали
Обозначение высоты горизонтали часто применяют с целью оценки большой разницы высоты. Они помещаются на утолщенных горизонталях там, где не загораживают важных деталей. Верх цифр должен располагаться в более высокой части склона.

MTBO велоориентированиеЗемляной обрыв
Крутой земляной склон, четко выделяющийся от окружающих объектов - например, гравийная или песчаная яма, выемка шоссе или железной дороги, дамба, насыпь. Бровка показывается линией, соединяющей основания штрихов, а подошва - мысленной линией, проходящей через противоположные концы штрихов. Площадь, покрытая штрихами, должна соответствовать проекции обрыва в плане. Высота обрыва определяется количеством подходящих к нему горизонталей. Штрихи могут быть опущены, если бровки обрыва близко расположены один к другому. 

MTBO велоориентированиеЗемляной вал
Четкий земляной вал или дамба. Цвет - коричневый.

Детально показывается на карте сеть дорог и троп.
Шоссейные дороги показываются коричневой полосой с чёрной окантовкой. К ним добавляют знаки для грунтовых дорог и троп чёрного цвета. Карта для ориентирования на велосипедах нуждается в двух видах классификации грунтовой дорожной сети:
- по скорости;
- по ширине дороги (тропы).

Существуют 3 класса скорости и 2 класса ширины, дающие 6 комбинаций.

Классификация по скорости
В классификации по скорости предлагаются уровни: ЛЁГКИЙ, МЕДЛЕННЫЙ, ТРУДНЫЙ.

Классификация по ширине
В классификации по ширине предлагаются 2 типа ширины:
ШИРЕ 1,5 м (“ДОРОГА”)
Гужевая дорога, может быть использована для 4-х колёсных повозок, машин, тракторов. По ней всегда можно проехать на других (кроме горного) типах велосипедов.

УЖЕ 1,5 м (“ТРОПИНКА”)
Слишком узка для 4-х колёсных повозок. Туристические, пешеходные тропы.

Размеры условных знаков приведены здесь в миллиметрах.

MTBO велоориентированиеДорога: легко проезжаемая
Дорога с твёрдым покрытием, минимальная ширина 1,5 м. Лесная или хорошая горная дорога без препятствий.

MTBO велоориентированиеТропинка: легко проезжаемая
Хорошая горная тропинка уже 1,5 м. Ровная, чистая тропа без эрозии и препятствий. 

MTBO велоориентированиеДорога: медленно проезжаемая
Дорога шире 1,5 м, которая используется нечасто, имеет колею, заросла травой, влажная, грязная или песчаная, возможно со скальной поверхностью. Крутить педали тяжелее, проезд замедлен.

MTBO велоориентированиеТропинка: медленно проезжаемая
Тропинка уже 1,5 м, содержащая трудные участки с каменной или грунтовой поверхностью. 

MTBO велоориентированиеДорога: трудно проезжаемая
Редко используемая дорога шире 1,5 м с такими препятствиями, как корни или скальные ступеньки. Много препятствий в виде камней, скал, эрозии почвы, грязи, песка. Имеются скользкие участки. Проезд невозможен или крайне затруднён. Для передвижения по дороге велосипед необходимо нести в руках. 

MTBO велоориентированиеТропинка: трудно проезжаемая
Тропинка уже 1,5 м, ведущая через очень трудные участки. Горная тропинка с множеством препятствий. 

Здания, скалы и камни показываются чёрным цветом. Есть также ещё десятка два менее важных и реже используемых в Киеве условных знаков.

Упражнение 3. Выберите, какое условное изображение бугра горизонталями подходит соответствующим силуэтам:

MTBO велоориентирование


ИЗОБРАЖЕНИЕ СТОРОН ГОРИЗОНТА: на карте в верхней части всегда располагается север. Определить верх на карте можно по надписям, стрелкам, указывающим на север, ориентировке некоторых условных знаков (линий магнитного меридиана, например). Соответственно внизу карты располагается юг, слева – запад, справа – восток. 

Ответы на некоторые упражнения:
1: А=400 м; В=750 м; С=1000 м.
3: A8; B7; С5; D1; E3; F6; G2; H4.

 

Ориентирование карты по компасу

 

Очень важным моментом в процессе определения местонахождения является ориентирование карты по компасу. Без правильного выполнения этого приёма невозможно верно оценивать по карте окружающую обстановку и принимать правильные решения.

MTBO велоориентирование


Порядок действий при ориентировании карты по компасу:

Установить компас в горизонтальное положение, чтобы магнитная стрелка могла свободно вращаться и занять положение север-юг. Выделяющийся конец стрелки (зависит от модели компаса) при этом будет указывать на север. Планшет, с закреплённой на ней картой, вращайте до тех пор, пока верх карты не станет на север, а линии магнитного меридиана на карте не станут параллельными стрелке компаса. Теперь, когда карта сориентирована, Вы легко сможете определить, в какой части на местности находятся объекты, показанные на карте.

MTBO велоориентирование


На дистанции соревнований велосипедисту бывает необходимо двигаться в любом направлении. Но при этом всегда, в любой момент времени карта на планшете должна быть сориентирована по компасу! Сверху Вы видите примеры сориентированной карты при езде в разных направлениях. 

MTBO велоориентирование


Упражнение: какая из трёх карт правильно сориентирована с приведённой ниже точки обзора?
Правильный ответ - А

 

Действия велосипедиста на дистанции

Действия спортсмена перед стартом:

    Участник должен прибыть к месту проведения соревнований минимум за час до объявленного начала старта и сделать ряд следующих шагов:
  • зарегистрироваться в секретариате;
  • уплатить стартовый взнос (если он предусмотрен положением о соревнованиях);
  • получить карточку, заполнить её по образцу (вписав обязательно порядок прохождения дистанции (список КП)) и жёстко закрепить карточку на велосипеде;
  • получить и закрепить спереди на велосипеде номер;
  • подготовить планшет для карты;
  • пройти технический осмотр и получить в карточке соответствующую отметку старшего судьи по безопасности участников.


Действия спортсмена на старте:

  • В соответствии со своей стартовой минутой выйти на престарт (2 мин. до старта) и пройти регистрацию у старшего судьи старта.
  • По команде судьи перейти на следующую стартовую линию (1 мин до старта), получить карту, проверить соответствие дистанции на карте категории, в которой вы заявлены, и заправить карту в планшет.
  • По команде судьи стартовать на дистанцию, доехать по разметке до точки начала ориентирования (которая обозначена на карте красным треугольником) и начать прохождение дистанции.


Действия спортсмена на дистанции:


Далее участник должен двигаться на контрольный пункт №1 (КП 1), который обозначен на карте кружочком с номером 1. Центр кружка соответствует положению КП на местности. В лесу КП оборудован красно-белой призмой с соответствующим кодом и компостером. Путь движения с точки начала ориентирования на КП 1 и между КП участник выбирает сам с помощью карты и компаса. Двигаться разрешено только по дорогам и тропам. Отметив первый КП в карточке, в клеточке №1, участник должен двигаться на КП 2 и т.д. С последнего КП на финиш, как правило, ведёт маркировка. Победитель определяется по наименьшему времени, затраченному на прохождение дистанции.

MTBO велоориентирование


Действия спортсмена после финиша:


Необходимо остановиться сразу после пересечения финишной линии, сдать номер , карточку и, при необходимости, карту судье финиша.

 

Содержание